Гофрированные трубы: главное — надежность

В безнапорных системах, независимо от того, из какого материала они изготовлены, преобладающим типом соединений является раструб. Не стали исключением и гофрированные полимерные трубы, получившие в последние годы широкое распространение.

Гофрированные трубы используются в разных условиях, нередко при очень больших статических (заглубления, насыпи) и динамических (подвижка грунта, движение транспорта) нагрузках. Поэтому их раструбы должны быть изготовлены таким образом, чтобы при любых условиях эксплуатации, в частности при деформации или изгибе трубы, было обеспечено герметичное соединение. Для этого необходима механическая прочность и жесткость, не уступающая как минимум прочности самой трубы.

Сегодня применяется два способа изготовления: раструб формируют одновременно с трубой «в линии» либо изготавливают отдельно от трубы, а затем приваривают, применяя при этом центраторы для достижения максимальной точности. Первый способ считается более технологичным и менее трудоемким, поэтому трубы с формованным раструбом на порядок дешевле.

Формованный раструб бывает однослойным и двухслойным. Значительно более тонкий однослойный раструб, не обеспечивающий необходимых показателей герметичности и жесткости, во многих странах применяется только в системах ливневой канализации, где утечка не настолько критична. Тем не менее, как свидетельствует практика, существенные недостатки имеет и формованный в линии двухслойный раструб.

Механическая прочность формованного раструба меньше, так как она формуется вместе с трубой и, как правило, ее толщина стенки в лучшем случает такая же, как толщина стенки трубы. Поэтому в местах изгибов и на деформированных участках трубопровода невозможно обеспечить необходимую жесткость конструкции. При эксплуатации тонкостенный раструб теряет плотность соединения с уплотнительным кольцом, что приводит к потере герметичности. А самое главное, при изготовлении не достигается жесткий допуск на внутренний диаметр раструба, тогда как большой допуск приводит к нарушению герметичности в местах соединений. А привариваемые раструбы обеспечивают допуски в несколько раз меньшие.

Во время транспортировки, погрузочно-разгрузочных и монтажных работ при отрицательной температуре повышается риск повреждения формованного раструба, поскольку вследствие напряжений, обусловленных неравномерным остыванием, повышается хрупкость материала. К примеру, полипропиленовые раструбы на морозе могут расколоться от самого минимального ударного воздействия.

Сварной раструб обладает значительно более высоким запасом прочности. Поэтому ведущие производители труб применяют именно эту технологию, несмотря на то что она трудоемкая и сложная. Сварка проводится в автоматическом режиме в заводских условиях с соблюдением всех требований к технологии, благодаря чему гарантируется высокая надежность и качество соединений.

Источник: http://kemzsvarka.ru/