Хорошо владельцу маленького магазина. Даже если магазин круглосуточный, можно обойтись для собственного спокойствия одним охранником.(Конечно, с учетом того, что он не железный, и ему тоже смена нужна.) Честно сказать, такой охранник рассчитан на противодействие всякой шпане, и на чисто психологическое воздействие на подгулявших кренделей, которым на короткое время показалось, что в море самое глубокое место – им по колено. Потому, что если в магазин зарулят человек пять трезвых бандюганов – никакие спецсредства охраннику не помогут. Скорее, наоборот. Если, в случае его бездействия, у него есть шанс остаться целым – это же не сбербанк, и не ювелирный салон – то в том случае, когда охранник начнет что-нибудь орать непотребное и прыскать из баллончика с нервно-паралитическим газом – почти стопроцентная вероятность ему оказаться в реанимации. В лучшем случае.

   А вот если взять для примера крупный супермаркет – там уже совсем другая картина открывается. Само собой разумеется, что одного поста на входе будет катастрофически недостаточно. Круг обязанностей охранников в таком солидном объекте очень широк. Сюда входят и организация пресечения хищений  товара посетителями и сотрудниками магазина; сохранение товарно-материальных ценностей. Охранники обеспечивают общественный порядок на охраняемой территории, и оказывают постоянное психологическое воздействие на персонал магазина и на его посетителей за счет того, что они все время маячат перед глазами. При большом количестве различных отделов, да еще такой форме торговли, как аренда островных торговых площадей, на охранников падает большая нагрузка.

   К особенностям работы охранников супермаркетов и больших крытых торговых площадей относится то, что они  активно используют большое количество приборов видеонаблюдения. Причем применяются как обыкновенные видеокамеры, так и скрытые. Предназначение открытых для всеобщего обозрения видеокамер – действовать, как основной сдерживающий фактор, который психологически ограничивает жульническую деятельность воров из числа покупателей. Поэтому такие камеры и делают на вид пострашнее и подемонстративнее. А вот на своих сотрудников уже рассчитываются камеры, которые устанавливаются скрыто для всех – эти «крысятники» тоже не знают, где в родном магазине установлены скрытые камеры. От тех камер, которые установлены у всех на виду, сотруднички, изначально нечистые на руку, уже приловчились прятаться. Не может ведь охранник стоять и не сводить глаз с шаловливых ручек кассирши. Нет-нет, да отвернется. И, говоря поэтическим языком полицейских протоколов, только скрытые камеры видеонаблюдения могут обеспечить наличие надежного контроля за денежными потоками. А у денег есть отличительная особенность – вследствие своего очень небольшого объема они с большим трудом поддаются контролю за их перемещением в обстановке, которая к тому же меняется очень быстро.

   Есть такой термин – непрофессиональный, но достаточно информативно точный – «криминальная привлекательность». Она присуща торговым объектам в силу того, что концентрация больших денег и сравнительно легко доступного имущества, не бывшего до того в употреблении(причем имеющего часто большую ценность, как в том случае, если это магазин электроники) сочетается с тем, что администрация экономит на охране, и держит охрану без служебного оружия. Так что видеокамеры обязательно нужны – и чем больше – тем лучше.